Главная » Статьи » Моё творчество. » Акустика

Мой домашний "Open Baffle".
 
 
                                      Трёхполосные колонки "Open Baffle".
 
 
               История создания этих акустических систем началась с желания создать проект по мотивам известного проекта Троэлса Гравесена OBL-11.  http://www.troelsgravesen.dk/OBL11.htm
Но, на средних частотах решил использовать мидбас ручной работы от  венгерского мастера Иштвана Варга, "SONIDO SCW200-8". Спросите, почему было не применить мидбасовый динамик, как в оригинальном проекте Троэлса "Jantzen-JA8008"? Просто потому, что он в два раза дороже Сонидо, а его преимущество по звучанию и по параметрам, мягко скажем, сомнительно.
Итак:  СЧ - "SONIDO SCW200-8".
 
 
              Динамики на НЧ и ВЧ применил, как в оригинальном проекте Троэлса. Высокочастотный динамик "Audax TW-034" представляет из себя высокочувствительный купольный динамик с 1,5" куполом и мощной магнитной системой.
 
 
               ВЧ динамик установлен в небольшой направляющий рупор. Мне не удалось найти оригинальный "рупорок", как в проекте Троэлса, поэтому в первоначальном варианте я использовал переделанный рупор от компрессионных ВЧ драйверов "Sica". Но его частота настройки была чрезмерно низкой для мягкого купола и появлялся какой-то слегка уловимый лязгающий призвук на ВЧ. Поэтому пришлось изготовить из фанеры экспоненциальный рупор, более близкий к тому, который установлен в "OBL-11", с более высокой частотой настройки. Он подошёл как нельзя лучше. 
 
                 НЧ динамик "Eminens Delta Light II", это настоящий шедевр динамикостроения. Литая корзина, мощнейший неодимовый магнит, лёгкая подвижка с пропитанным текстильным подвесом и чувствительность под 100дБ.
 
 
 
              Итак, комплект динамиков был собран и можно приступать к сборке.
 
 
              При создании корпусов пришлось несколько отойти от размеров, предлагаемых в своих OBL-11 Троэлсом Гравесеном. Мои корпуса преднамеренно были спроектированы чуть выше и чуть уже по ширине. Размер по передней панели 1000Х660мм. Глубина НЧ секции в нижней части 350мм.
              Корпус сделан из ламинированной ДСП. Возможно кто-то скажет, что это не самый лучший материал для акустики. Но он обладает приятным внешним видом, достаточной прочностью и удовлетворительными акустическими качествами для создания корпусов акустических систем. При сборке из "ламината", мной применяется собственная  технология, т.н. сэндвича. Все стенки АС двойные, имеют толщину 32мм. Сборка осуществляется с помощью клея и саморезов, которые потом выкручиваются и на их место забиваются смазанные в ПВА берёзовые шканты. Вес каждого такого корпуса около 40кГ.
              Вот такие корпуса в результате получились: 
 
              Некоторые этапы сборки можно посмотреть в "галерее" :
 
              При проектировании АС, планировалось, что в оформлении "Открытый Ящик" будет и СЧ и НЧ звено колонок. Но, в процессе настройки, получилось так, что сзади СЧ бокса была установлена задняя панель с двумя отверстиями диаметром 115мм, а вся полость бокса была заполнена сильно распушенным синтепоном. Так звучание на середине выразительней и ясней, чем при прямом излучении тыловой части диффузора среднечастотного динамика в открытое пространство. 
Что касаемо НЧ бокса, то с настройкой пришлось изрядно повозиться. При не прогретых НЧ динамиках пришлось даже установить сзади ящика подобие панели акустического сопротивления из натянутого на рамку шинельного сукна. С такой ПАС, звучание на низких частотах было как-то собранней в сравнении с открытым ящиком. Но, впоследствии, во время визита товарища по увлечению, он обратил внимание на некоторую зажатость в НЧ диапазоне. Тут же ПАС была упразднена и... НЧ диапазон "задышал". Всё-таки, прогрев динамиков имеет существенное значение и данной мерой не следует пренебрегать.
                При настройке АС, было отслушано несколько вариантов кроссоверов. Начинал я с варианта очень близкого к варианту от Троэлса Гравесена. Некоторые варианты выложены на форуме С.Е.Сергеева, где было краткое обсуждение этих АС. http://hiend.borda.ru/?1-4-0-00000168-000-0-0-1409689109
 
                Здесь окончательный вариант кроссовера, к которому пришёл в результате длительных субъективных отслушиваний на различном музыкальном материале:
 
 
                Номиналы резисторов R1  и  R6 могут быть изменены в зависимости от вкусовых предпочтений слушателя и комнаты прослушивания. Резистор R1 можно менять в пределах 2,2-3,3ома. У меня стоит 3ома, так звучание кажется более комфортным и уютным на небольшой громкости. 
Что до резистора R6, в кроссовере НЧ, то о его величины очень сильно зависит поведение АС в области баса и мидбаса. Если взглянуть на характеристику АЧХ, то в моём варианте можно заметить, что в области 100-200Гц наблюдается некоторый провал чувствительности. Это сделано преднамеренно. Просто, для моей комнаты получался некоторый перебор по низким частотам. При этом, следует заметить, что приведённая ниже АЧХ, это замер сделанный на расстоянии 1,2м от колонки и микрофон находился на высоте примерно 1м(на уровне ВЧ динамика). Т.е., если микрофон чуть опустить, то провал на НЧ уберётся. При включении двух АС, уровень баса также увеличивается. Вообще, хочу заметить, что подача низких частот от высокочувствительного 15"динамика очень сильно отличается от среднестатистических 6-8" компрессионных головок. Не смотря на субъективный недостаток глубоких НЧ, бас очень эффектен.
 
 
              Подача музыки от колонок достаточно масштабная, динамичная, я бы сказал "концертная подача". Музыкальная картина рисуется несколько укрупнёнными мазками, но детальность не страдает. При всём при этом, акустика ведёт себя достаточно деликатно и при работе с негромкими, "домашними" уровнями звучания. Дополнительное внимание следует обратить на акустическую обработку помещения, где планируется поселить такие колонки. Вот собственно и всё... 
 
Эти конструкции можно обсудить на форуме: http://ulfdiysound.ucoz.ru/forum/9-44-1
 
Тула. 2014г. Горнов Д.А.(U.L.F.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Акустика | Добавил: ULF (06.09.2014)
Просмотров: 15935