Главная » Статьи » Моё творчество. » Акустика

Мой домашний "Open Baffle".
                                


                                      Трёхполосные колонки "Open Baffle".


               История создания этих акустических систем началась с желания создать проект по мотивам известного проекта Троэлса Гравесена OBL-11.  http://www.troelsgravesen.dk/OBL11.htm
Но, на средних частотах решил использовать мидбас ручной работы от  венгерского мастера Иштвана Варга, "SONIDO SCW200-8". Спросите, почему было не применить мидбасовый динамик, как в оригинальном проекте Троэлса "Jantzen-JA8008"? Просто потому, что он в два раза дороже Сонидо, а его преимущество по звучанию и по параметрам, мягко скажем, сомнительно.
Итак:  СЧ - "SONIDO SCW200-8".


              Динамики на НЧ и ВЧ применил, как в оригинальном проекте Троэлса. Высокочастотный динамик "Audax TW-034" представляет из себя высокочувствительный купольный динамик с 1,5" куполом и мощной магнитной системой.


               ВЧ динамик установлен в небольшой направляющий рупор. Мне не удалось найти оригинальный "рупорок", как в проекте Троэлса, поэтому в первоначальном варианте я использовал переделанный рупор от компрессионных ВЧ драйверов "Sica". Но его частота настройки была чрезмерно низкой для мягкого купола и появлялся какой-то слегка уловимый лязгающий призвук на ВЧ. Поэтому пришлось изготовить из фанеры экспоненциальный рупор, более близкий к тому, который установлен в "OBL-11", с более высокой частотой настройки. Он подошёл как нельзя лучше. 

                 НЧ динамик "Eminens Delta Light II", это настоящий шедевр динамикостроения. Литая корзина, мощнейший неодимовый магнит, лёгкая подвижка с пропитанным текстильным подвесом и чувствительность под 100дБ.
Следует отметить, что замеры в "даташите" от производителя сделаны в небольшом двухфутовом щитке.


              Итак, комплект динамиков был собран и можно приступать к сборке.


              При создании корпусов пришлось несколько отойти от размеров, предлагаемых в своих OBL-11 Троэлсом Гравесеном. Мои корпуса преднамеренно были спроектированы чуть выше и чуть уже по ширине. Размер по передней панели 1000Х660мм. Глубина НЧ секции в нижней части 350мм.
              Корпус сделан из ламинированной ДСП. Возможно кто-то скажет, что это не самый лучший материал для акустики. Но он обладает приятным внешним видом, достаточной прочностью и удовлетворительными акустическими качествами для создания корпусов акустических систем. При сборке из "ламината", мной применяется собственная  технология, т.н. сэндвича. Все стенки АС двойные, имеют толщину 32мм. Сборка осуществляется с помощью клея и саморезов, которые потом выкручиваются и на их место забиваются смазанные в ПВА берёзовые шканты. Вес каждого такого корпуса около 40кГ.
              Вот такие корпуса в результате получились: 

              Некоторые этапы сборки можно посмотреть в "галерее" :

              При проектировании АС, планировалось, что в оформлении "Открытый Ящик" будет и СЧ и НЧ звено колонок. Но, в процессе настройки, получилось так, что сзади СЧ бокса была установлена задняя панель с двумя отверстиями диаметром 115мм, а вся полость бокса была заполнена сильно распушенным синтепоном. Так звучание на середине выразительней и ясней, чем при прямом излучении тыловой части диффузора среднечастотного динамика в открытое пространство. 
Что касаемо НЧ бокса, то с настройкой пришлось изрядно повозиться. При не прогретых НЧ динамиках пришлось даже установить сзади ящика подобие панели акустического сопротивления из натянутого на рамку шинельного сукна. С такой ПАС, звучание на низких частотах было как-то собранней в сравнении с открытым ящиком. Но, впоследствии, во время визита товарища по увлечению, он обратил внимание на некоторую зажатость в НЧ диапазоне. Тут же ПАС была упразднена и... НЧ диапазон "задышал". Всё-таки, прогрев динамиков имеет существенное значение и данной мерой не следует пренебрегать.
                При настройке АС, было отслушано несколько вариантов кроссоверов. Начинал я с варианта очень близкого к варианту от Троэлса Гравесена. Некоторые варианты выложены на форуме С.Е.Сергеева, где было краткое обсуждение этих АС. http://hiend.borda.ru/?1-4-0-00000168-000-0-0-1409689109

                Здесь окончательный вариант кроссовера, к которому пришёл в результате длительных субъективных отслушиваний на различном музыкальном материале:


                Номиналы резисторов R1  и  R6 могут быть изменены в зависимости от вкусовых предпочтений слушателя и комнаты прослушивания. Резистор R1 можно менять в пределах 2,2-3,3ома. У меня стоит 3ома, так звучание кажется более комфортным и уютным на небольшой громкости. 
Что до резистора R6, в кроссовере НЧ, то о его величины очень сильно зависит поведение АС в области баса и мидбаса. Если взглянуть на характеристику АЧХ, то в моём варианте можно заметить, что в области 100-200Гц наблюдается некоторый провал чувствительности. Это сделано преднамеренно. Просто, для моей комнаты получался некоторый перебор по низким частотам. При этом, следует заметить, что приведённая ниже АЧХ, это замер сделанный на расстоянии 1,2м от колонки и микрофон находился на высоте примерно 1м(на уровне ВЧ динамика). Т.е., если микрофон чуть опустить, то провал на НЧ уберётся. При включении двух АС, уровень баса также увеличивается. Вообще, хочу заметить, что подача низких частот от высокочувствительного 15"динамика очень сильно отличается от среднестатистических 6-8" компрессионных головок. Не смотря на субъективный недостаток глубоких НЧ, бас очень эффектен.
 

              Подача музыки от колонок достаточно масштабная, динамичная, я бы сказал "концертная подача". Музыкальная картина рисуется несколько укрупнёнными мазками, но детальность не страдает. При всём при этом, акустика ведёт себя достаточно деликатно и при работе с негромкими, "домашними" уровнями звучания. Дополнительное внимание следует обратить на акустическую обработку помещения, где планируется поселить такие колонки. Вот собственно и всё... 

Тула. 2014г. Горнов Д.А.(U.L.F.)

















Категория: Акустика | Добавил: ULF (06.09.2014)
Просмотров: 7413 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 8
1  
Доброго здоровья всем посетителям сайта.
Здравствуй Дмитрий.
Во первых- поздравляю тебя с успешным окончанием этого тяжелейшего проекта.Я ,искренне, восхищён твоим трудолюбием и принципиальностью.
С твоего разрешения, позволю высказать своё мнение по результатам прослушивания данного проекта.
Я человек далёкий от технических аспектов "акустикостроения" , но большой любитель музыки,по этому заранее прошу прощения за дилетантскую дерзость - только личные ощущения.
Первое ,что "бросилось в уши" при прослушивании музыки- звуки "отвязаны" от колонок и , как описал Дмитрий, по ощущениям - "концертная подача".Жанровых предпочтений не заметил.Звучание "интеллигентное" - очень ровное ,без "преукрасов" , по "взрослому" убедительное.
Но,по моим ощущениям, звуку тесновато в Диминой комнатке. Этим кабинетам нужна комната побольше , где они смогут "раскрыться" на все 100%. В маленькой комнате нет возможности ощутить полностью фундаментальность и темперамент заложенные в этих колонках, а в них основная красота.
С , Уважением, Андрей.

0
2  
Андрей, спасибо за искренний комментарий. Очень благодарен тебе, что подал идею снять ПАС сзади. На самом деле я очень удивлён результатом. С непрогретыми динамиками эти ПАС мне казались прямо таки панацеей, а теперь стали явно лишними. Сегодня натянул акустическую ткань на задние грили, сукно там больше не нужно.

3  
Дима. Не за что. Если оказался тебе полезен - очень рад. И заканчивай с доработками. Итак звучит на ура - "порОдисто". biggrin

0
4  
Андрей, так это же хобби. Подобная возня по настройке, мне даже в удовольствие. Но и на самом деле, с этим проектом вполне можно закончить. Достойный результат получен, нужно двигаться дальше.

5  
Дима, встряну чуток, по привычке встревать. Сколько делал колонок- первым делом получал ровную ачх , а потом средину присаживал по уровню на пару дБ и звук яснел, мягчел и становился комфортным. Для смеха как-то настроили 4-полоску Вестлейк по микрофону, а потом на слух, благо, кроссоверы активные, уровень рулится запросто. Потом измерили- ахнули, провал на миде и средине децибел 6 получился. Зато зазвучала эта штука просто чудно.

6  
Приветствую, Дмитрий! Есть ли смысл задавать вопросы, здесь в комментариях, или лучше создать отдельную тему на форуме?
С уважением, Игорь.

0
7  
Здравствуйте. Наверное лучше на форуме.

8  
Здравствуйте Дмитрий! На каком форуме можно задать вопросы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]