Главная » Статьи » Моё творчество. » Акустика

"Торнадо" на динамиках Sonido SFR200.

                                           

                                     Колонки «EcoJAZZ».

Или немного субъективных впечатлений от акустического оформления «Торнадо».

 

 

Проект этот начался с того, что нужно было пару довольно-таки низкодобротных динамиков «Sonido SFR200-8AT» (Qts=0,27), предназначенных для работы в тыловом рупоре, оформить в достаточно компактном корпусе. Давно хотелось попробовать на практике оформление «Торнадо».  Это оформление бурно обсуждалось на разных любительских интернет форумах, энтузиастами даже был создан специальный сайт, целиком посвящённый «Торнадо»( http://www.tornadoacoustics.ru/ ).

   Достаточно содержательная ветка есть и на Аудиопортале http://audioportal.su/showthread.php?t=4178 . Кому интересно, могут почитать написанное за последние годы море предположений, как же это всё работает. Мне не хотелось бы здесь влезать в теоретические дебри  со своими попытками объяснения. Я просто сделал вот такие колонки, чтобы услышать своими ушами, есть ли в ЭТОМ действительно что-то особенное или  это очередная интернет пустышка. В своём небольшом проектике опирался на рекомендации участников двух вышеозначенных форумов. Первые трудности возникли с выбором объёма корпуса (или как принято называть корпус у заядлых «торнадщиков»  -  резонатора). Дело в том, что ни в статье Валентина Клюдта, ни на форумах, нет чётких и однозначных рекомендаций по этому вопросу. Вернее сказать, что рекомендации есть, но они слишком отличаются друг от друга,  но самое интересное, что результат практически у всех энтузиастов одинаково бесподобный. J В самом начале, как только вышла статья, были рекомендации делать объём корпуса значительно меньше, чем  расчётный корпус для фазоинвертора( меньше в 1,5-3раза).

Потом вроде бы пришли к тому, что нужно исходить из расчётного объёма, как для фазоинвертора, а некоторые даже доходили чуть ли не до эквивалентного объёма. Всё это вызывало больше вопросов, чем ответов и … решено было сделать самостоятельный проект, опираясь на последние рекомендации фанатов.

Итак «EcoJAZZ» , колонки из массива лиственницы, корпус  изнутри усиленный рёбрами жёсткости из фанеры. Была выбрана форма корпуса с треугольным сечением. Идея была навеяна испытательным корпусом из журнала Кланг+Тон, но размеры и технология изготовления другие. Прежде чем показать картинки, хотелось бы кратко описать свои личные впечатления от колонок в частности и от «Торнадо» вообще:

1. Основной положительный эффект в виде слышимого прояснения звучания на СЧ и ВЧ даёт виброразвязывающий подвес динамика(он же виброплата). В моих конструкциях осуществлён именно виброразвязывающий подвес в виде прикреплённого к корзине воротника из вакуумной резины и подвески динамика на шнурке за центр масс.
2. Эффекта "ТОРНАДО" как такового, от якобы закручивания и ускорения воздушного потока, в так называемом винтовом порте - пропеллере, НЕТ и быть не может. Пропеллер может иметь выход и змейкой и ёлочкой и т.д. это не имеет никакой разницы.
3. Увеличенной отдачи НЧ, от работы мягкого порта с повышенным сопротивлением(пропеллера) пока не заметил, да он ощутимо вибрирует, очевидно работает одновременно и фазоинвертором и ПАС и ПИ, но какое-то существенное увеличение отдачи, в сравнении с простой трубой фазоинвертора, я лично в своих недолгих экспериментах не обнаружил.
4. Характер получаемого баса типично фазоинверторный. Что в общем то не так и плохо, потому-что правильно настроенный фазоинвертор играет на мой взгляд вполне неплохо. А для небольшого  широкополосника, фазоинвертор вполне может быть неплохим бюджетным оформлением, когда нужно получить бас в компактном оформлении. Что и подтвердил данный проект.
5. Очевидный плюс от применения "мягкого" пропеллера, это возможность изменения сечения и длины порта в процессе настройки.
Вот такие скромные субъективные наблюдения. Возможно кого-то такие выводы насторожат, но не стОит подходить к ним излишне строго. Это оформление вполне жизнеспособно и позволяет получать очень неплохие по звучанию результаты. Результаты эти подтверждены и моими конструкциями и конструкциями других самодельщиков. НО! Конечно же «Торнадо», на мой взгляд, это никакая не революция в акустике и не новый тип оформления.  Проще сказать: Как онкен не обзывай, фазиком он быть не перестанет. ;)

 

 

А вот и то, что получилось:

Категория: Акустика | Добавил: ULF (10.11.2013)
Просмотров: 5656 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 7
1  
Торнаду на динамике от Иштвана Sonido SFR-250 мне завозили , проездом из Краснодара в Днепропетровск.Алексей Петрушевский (alpetr2003) . Огроменный тяжеленный красивый ящик, еле втащили на этаж. оформление- Торнадо, тщательно настроенное.
К сожалению, открытия или акустического чуда я не услышал. Первое впечатление- баса нет вообще, то есть, он начитается герц с 70. Для такой громоздкой конструкции -это бессмыслица. За что боролись?))) Звук SfR-250 красивый, ровный, не придраться. Резкого сужения направленности наверху не отмечено. Но вот что касаемо баса-нет его там. Выход из ситуации может и дурацкий, но реальный: уменьшить объём ящика.Тогда добротность дотянется до нормы и бас появится.

1
3  
Саша, ну 250-ый Сонидо вообще довольно проблемный в плане баса. Я его куда только не пристраивал... В слим-войтах удалось выжать максимум того, на что он способен. А про Торнадо как оформление, так если динамик не способен выдать полноценный бас в фазике, то и в Торнадо чуда не произойдёт. Но, если вставлять в Торнадо ширик, то вот этот самый подвес динамика за "воротник" прочищает серединку, такое явление присутствует.

2  
Тоже слышал творения Петрушевского. Отношение отрицательное.Басы отсутствуют напрочь. В сказки про особенное звучание торнадо не верю. Да и сам мастер мне не внушает доверие,особенно после того как он начал ставить в свои недешевые ящики ,грошовые динамики. Последний миф -дешевые потолочники tannoy вдруг заиграли в торнадо http://www.tornadoacoustics.ru/_fr/3/0380902.jpg

0
4  
Причём тут Петрушевский с его творениями? Статейка про вполне конкретные колонки, а не про Торнадо, как вид оформления. Кстати, в данных конструкциях с басом всё очень неплохо обстояло. Когда ещё колонки стояли у меня, заходил в гости знакомый, коллега по увлечению. Первой фразой, ещё с прихожей было :"Ни фига басят... как сканы...".

5  
Петрушевский-давний пропагандист Торнады. Он делал и слушал сперва так же, как причие торнадостроевцы, то есть от балды. Потом приобрёл измерилку и стал выкладывать результаты измерений на Портале. Я еще тогда спрашивал: а где у вас собственно, начало басовой полки, уж не от 100 герц, случайно? На что мне говорили: протри глаза, чувак! От 20 герц пашет, не видишь чо ли? biggrin

6  
Может треугольное сечение помешало бас получить.

0
7  
А где Вы прочитали, что его (баса) там нет? smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]