Главная » Статьи » Моё творчество. » Акустика

"Торнадо" на динамиках Sonido SFR200.

                                           

                                     Колонки «EcoJAZZ».

Или немного субъективных впечатлений от акустического оформления «Торнадо».

 

 

Проект этот начался с того, что нужно было пару довольно-таки низкодобротных динамиков «Sonido SFR200-8AT» (Qts=0,27), предназначенных для работы в тыловом рупоре, оформить в достаточно компактном корпусе. Давно хотелось попробовать на практике оформление «Торнадо».  Это оформление бурно обсуждалось на разных любительских интернет форумах, энтузиастами даже был создан специальный сайт, целиком посвящённый «Торнадо»( http://www.tornadoacoustics.ru/ ).

   Достаточно содержательная ветка есть и на Аудиопортале http://audioportal.su/showthread.php?t=4178 . Кому интересно, могут почитать написанное за последние годы море предположений, как же это всё работает. Мне не хотелось бы здесь влезать в теоретические дебри  со своими попытками объяснения. Я просто сделал вот такие колонки, чтобы услышать своими ушами, есть ли в ЭТОМ действительно что-то особенное или  это очередная интернет пустышка. В своём небольшом проектике опирался на рекомендации участников двух вышеозначенных форумов. Первые трудности возникли с выбором объёма корпуса (или как принято называть корпус у заядлых «торнадщиков»  -  резонатора). Дело в том, что ни в статье Валентина Клюдта, ни на форумах, нет чётких и однозначных рекомендаций по этому вопросу. Вернее сказать, что рекомендации есть, но они слишком отличаются друг от друга,  но самое интересное, что результат практически у всех энтузиастов одинаково бесподобный. J В самом начале, как только вышла статья, были рекомендации делать объём корпуса значительно меньше, чем  расчётный корпус для фазоинвертора( меньше в 1,5-3раза).

Потом вроде бы пришли к тому, что нужно исходить из расчётного объёма, как для фазоинвертора, а некоторые даже доходили чуть ли не до эквивалентного объёма. Всё это вызывало больше вопросов, чем ответов и … решено было сделать самостоятельный проект, опираясь на последние рекомендации фанатов.

Итак «EcoJAZZ» , колонки из массива лиственницы, корпус  изнутри усиленный рёбрами жёсткости из фанеры. Была выбрана форма корпуса с треугольным сечением. Идея была навеяна испытательным корпусом из журнала Кланг+Тон, но размеры и технология изготовления другие. Прежде чем показать картинки, хотелось бы кратко описать свои личные впечатления от колонок в частности и от «Торнадо» вообще:

1. Основной положительный эффект в виде слышимого прояснения звучания на СЧ и ВЧ даёт виброразвязывающий подвес динамика(он же виброплата). В моих конструкциях осуществлён именно виброразвязывающий подвес в виде прикреплённого к корзине воротника из вакуумной резины и подвески динамика на шнурке за центр масс.
2. Эффекта "ТОРНАДО" как такового, от якобы закручивания и ускорения воздушного потока, в так называемом винтовом порте - пропеллере, НЕТ и быть не может. Пропеллер может иметь выход и змейкой и ёлочкой и т.д. это не имеет никакой разницы.
3. Увеличенной отдачи НЧ, от работы мягкого порта с повышенным сопротивлением(пропеллера) пока не заметил, да он ощутимо вибрирует, очевидно работает одновременно и фазоинвертором и ПАС и ПИ, но какое-то существенное увеличение отдачи, в сравнении с простой трубой фазоинвертора, я лично в своих недолгих экспериментах не обнаружил.
4. Характер получаемого баса типично фазоинверторный. Что в общем то не так и плохо, потому-что правильно настроенный фазоинвертор играет на мой взгляд вполне неплохо. А для небольшого  широкополосника, фазоинвертор вполне может быть неплохим бюджетным оформлением, когда нужно получить бас в компактном оформлении. Что и подтвердил данный проект.
5. Очевидный плюс от применения "мягкого" пропеллера, это возможность изменения сечения и длины порта в процессе настройки.
Вот такие скромные субъективные наблюдения. Возможно кого-то такие выводы насторожат, но не стОит подходить к ним излишне строго. Это оформление вполне жизнеспособно и позволяет получать очень неплохие по звучанию результаты. Результаты эти подтверждены и моими конструкциями и конструкциями других самодельщиков. НО! Конечно же «Торнадо», на мой взгляд, это никакая не революция в акустике и не новый тип оформления.  Проще сказать: Как онкен не обзывай, фазиком он быть не перестанет. ;)

 

 

А вот и то, что получилось:

Категория: Акустика | Добавил: ULF (10.11.2013)
Просмотров: 10663