Главная » Статьи » Моё творчество. » Акустика

Акустическая система открытого типа "Variator".

                      Акустическая система открытого типа "Variator".

Многие участники аудиофорумов помнят наверное, какие дискуссии в своё время разворачивались на Аудиопортале и Вегалабе по поводу конструирования акустических систем открытого типа на динамиках Eminence Alpha-15A. Одни утверждали что компактное оформление открытого типа не может басить из-за акустического короткого замыкания в такой конструкции, другие утверждали обратное и даже приводили какие-то графики с полосой аж от 30Гц. Меня эти дискуссии тоже не обошли стороной.  :) Было много сомнений, но тем не менее был куплен квартет динамиков Eminence Alpha-15A. Потом как-то ажиотаж прошёл и динамики лежали,  ждали приговора. До этого я уже делал открытые акустические системы по мотивам конструкций OBL-11 Троэлса Гравесена. Пока Альфы лежали у меня и ждали своей участи, я несколько раз порывался продать их, но как-то не случалось, они пережили со мной переезд на новую квартиру и вот появилось свободное время. Наконец решился. Перечитал старые ветки на Вегалабе и Аудиопортале. Очень помогли наработки Андрея Максимова, а также всем известного Бориса Борисовича(земля ему пухом), ну и других увлечённых этой темой участников форумов, с которыми порой приходилось спорить "не на жизнь, а на смерть" по теме открытых оформлений.

Проект был ограничен в бюджете, поэтому выбор динамиков на СЧ и ВЧ полосу был соответствующий. В качестве СЧ динамиков была приобретена пара широкополосников Seas 1597, а на ВЧ полосу P.audio PHT-407T(с титановым куполом).

Корпуса изготовлены из шлифованной берёзовой фанеры. Форма корпусов довольно сложная, не смотря на простоту открытого оформления. Листы фанеры 18мм склеивались в два листа. Т.е. по сути в большинстве критических мест фанера толщиной 36мм. Дизайн конструкции выбирался самостоятельно. Сначала хотел сделать что-то по типу  TRIO 15A TB LOUDSPEAKERS , но впоследствии склонился в пользу собственной конструкции. Хотя, идею крепежа передней панели на жёсткой раме сохранил. Размер конструкций по передней панели 1200Х550мм. Ширина "боковых стенок" 100мм. Снизу  конструкции есть основание в виде перевёрнутого неглубокого ящика, внутри которого смонтирован пассивный кроссовер. Цветовая гамма была сделана "на контрасте", т.е. на тёмно коричневой раме установлена светлая передняя панель из пролаченной в несколько слоёв фанеры. Лак яхтный матовый(не люблю зеркального блеска, да и хорошо нанести глянцевое покрытие в домашних условиях сложно). В результате пролачки шлифованная фанера приобретает красивый светло-медовый оттенок. На фото это как-то не очень получилось, в реале они более тёмного желтоватого оттенка.  Вот такие конструкции получились:

Название "Variator" родилось не случайно. Дело в том, что панель с СЧ-ВЧ динамиками у этой АС съёмная и можно устанавливать панели с другими динамиками, не перестраивая всю конструкцию. Ну корректировку в кроссовер только внести скорей всего придётся. Это делает конструкцию более гибкой и позволяет использовать разные широкополосные динамики в СЧ-ВЧ полосе, если вдруг возникнет такое желание.

Теперь о динамике Seas1597. Это широкополосный динамик, который по информации от производителя требует коррекции частотной характеристики с помощью включения последовательно с динамиков параллельной LR цепочки. У динамиков аккуратно удалён визер и на керн установлена алюминиевая пуля. а после 8кГц он поддержан недорогой титановой пищалкой. Надежды оправдались и срослось всё на слух очень даже неплохо. Такая модернизация корректирует у этого динамика горб на АЧХ в районе 7-9кГц и прибирает термоядерный осевой вздрык  на 14кГц. Кстати, вч конус у Seas отделяется очень легко. Нужно лишь аккуратно залить шприцем немного ацетона между конусом и основным диффузором, подождать 10минут(может потребоваться повторная заливка) и чуть покачивая отделить конус вместе с пылезащитным колпачком(они представляют собой единое целое). С ацетоном важно не переборщить. После процедуры "кастрации" нужно аккуратно очистить ватной палочкой, чуть смоченной ацетоном, основание диффузора от чёрной резиноподобной массы клея, на который был приклеен визер. Пуля выточена из алюминия и привёрнута на винт М4, пропущенный сквозь вентиляционое отверстие в керне. Т.к. глухого колпачка на стыке катушки и основного диффузора больше нет, то и необходимости в этом отверстии тоже нет.  Можно сделать пулю из дерева и привернуть её на саморезе через отверстие в керне. Крепить на клей будет не совсем удобно, т.к. на керне присутствует медное кольцо, которое слегка выступает на торце и нормального прилегания, для обеспечения приклейки, не будет. Можно не ставить пулю, а приклеить в этом месте тонкий тканевый колпачок. Примерно так это всё выглядит в моём случае:

 

Теперь немного о настройке. Многие , кто собирал АС с Альфой на НЧ, писали на форумах что им для обеспечения раздела на 200-300Гц зачастую было достаточно фильтра первого порядка, состоящего из одной индуктивности величиной 3,5-4мГн и в редких случаях ещё и емкости 50-100мкФ. У меня так не получилось. Одна катушка , без конденсатора тянула АЧХ почти до 700-800Гц и природный подъём АЧХ на 2кгц у "Альфы" совсем не убирала. Поэтому сначала прицепил к ней ёмкость 100мкФ, а потом и 200мкФ. Только такая мера дала допустимую характеристику на стыке. 

Вот такая АЧХ получалась у меня с парой динамиков, к которым подцеплена катушка и плюс параллельно динамику конденсатор 200мкФ.

Потом в процессе настройки и отслушки, последовательно с конденсатором подключал резисторы 1ом - 3 ома. Это делало спад более монотонным и плавным. Звучание при этом становилось даже лучше, не смотря на не до конца задавленный пик на 2кГц.

 

В окончательном виде кроссовер получился таким, как на следующем рисунке. Схему пришлось чуть изменить от изначального варианта после прогрева динамиков: 

 

Фазировка динамиков настраивалась по результатам замера АЧХ для обеспечения минимальных изменений на характеристике, при отклонении микрофона от оси излучения акустической системы.

Окончательная АЧХ получилась вот такой(см. вложение). Замер примерно с 1,2  метра на оси среднечастотного динамика по вертикали и с лёгким отклонением( примерно 5 градусов) от оси по горизонтали. Убедительная просьба не заострять внимание на краях диапазона. Т.к. у моего микрофона lm410  на ВЧ в районе 10кГц есть существенный зигзаг на характеристике даже с файлом коррекции. Но для любительского сведения АС в домашних условиях такого микрофона вполне достаточно.

 

Теперь извечный вопрос на всех форумах. Есть ли бас от пары Альф в таком оформлении? Отвечу: Бас есть. :) Да, такая конструкция не будет Вас "обволакивать и укутывать" вечно подбубнивающим фазоинверторным басом. Но барабаны к примеру звучат довольно достоверно. Слышно и кожу и колотушку. Очень сильно всё зависит от места расположения в комнате. У меня они стоят примерно в 70см от стены. Если приблизить насколько это возможно(вплотную это сделать не даст основание) то низкие частоты становятся глубже, но может появиться некоторая гулкость. Вообще звучит очень эффектно, хотя судя по графику глубокого баса там конечно нет и быть не может. На графике АЧХ можно видеть некоторый подъём на частоте ниже 60Гц, на самом деле, это работа комнаты прослушивания, т.е. в реале, если измерять на открытом пространстве или в безэховой камере, то этого подъёма не будет. Если оценивать в целом, о полученный  результат мне понравился.

Теперь как выглядит готовая конструкция... Ну и пожалуй и всё.

 

 

  Тула, май 2019г.

 

 

 

 

 

Категория: Акустика | Добавил: ULF (05.05.2019)
Просмотров: 5748